автор статьи: Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Каким нетворкинг был 300 лет назад? На примере Петра Андреевича Толстого посмотрим насколько навык установления полезных связей, умение поддерживать общение и располагать к себе собеседника помогали в достижении успеха.
Петр Андреевич Толстой, предок великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, был одним из сподвижников Петра Первого. Его причисляют к «птенцам гнезда Петрова» вместе с такими историческими фигурами, как Меншиков, Шереметев, Макаров, Репнин...
Толстым восхищались не только в России, но и за рубежом. Французский посол Кампредон не жалел хвалебных эпитетов в его адрес: «Это лучшая голова в России»; «Это человек тонкого ума, твердого характера и умеющий давать ловкий оборот делам, которым желает успеха». В роли дипломата Петр Андреевич объездил много стран, успешно устанавливая и развивая нужные знакомства.
Николай Павленко в своей книге «Птенцы гнезда Петрова» делает акцент на умении Толстого устанавливать полезные связи. Дальше приведем неколько цитат из книги историка.
Петр Андреевич обладал рядом способностей, крайне необходимых путешественнику: находясь в чужой стране, среди незнакомых людей, он не проявлял робости, вел себя с достоинством, как человек, которого ничем не удивишь, ибо он ко всему привык; другой дар – умение заводить знакомства, располагать к себе собеседника. Скованность была чужда складу его характера, и он быстро находил пути сближения со множеством людей, с которыми встречался.
Можно привести целый ряд примеров того, как общительность Толстого и его обаяние оказывали ему добрую услугу.
Пленить губернатора и открыть дорогу в Рим
В городе Бари Петр Андреевич настолько пленил губернатора, что тот обратился к своему брату, жившему в Неаполе, с просьбой учинить нашему путешественнику «почтение доброе». Приехав в Неаполь, он оказался под опекой дворянина, который, как записал Толстой, «принял меня с любовью». Гостеприимство и предупредительность неаполитанцев к Толстому проявлялись во многом: то они изъявили желание показать приезжему учебное заведение, то «неаполитанские жители, дуки, маркизы и кавалеры» просили его разделить с ними компанию в морской прогулке. Любезность неаполитанских дворян простиралась до того, что они «разсуждали с великим прилежанием о проезде» его в Рим.
Внушать доверие и не платить за гостиницу
Об внушении к себе доверия свидетельствует любопытнейший факт, имевший место в том же Неаполе: вместо уплаты наличными за проживание в гостинице Толстой оставил ее владельцу «заклад до выкупу», то есть заемное письмо на 20 дукатов, на следующих условиях: «...ежеи кому московскому человеку случится в Неаполе приехать, чтоб тот мой заклад у него выкупил, а я ему за то повинен буду платить».
Брать рекомендательное письмо перед убытием
Покидая Неаполь, Толстой заручился рекомендательным письмом к мальтийским кавалерам; его «писал один мальтийский же кавалер из Неаполя и просил их о том, чтоб они явились ко мне любовны и показали б ко мне всякую ласку».
Умение заводить знакомства и располагать к себе собеседника важно не только для дипломатов. Спустя три века навыки нетворкинга позволяют каждому добиваться успеха и в бизнесе, и жизни. С появлением компьютеров, интернета, развитием транспорта неизменным осталось ценность человеческого общения и сила доверия между людьми. По-прежнему, умение ладить с людьми открывает безграничные возможности для достижения поставленных целей.