Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Учись заводить полезные связи у... Идиота

Учись заводить  полезные связи у... Идиота
Алексей Бабушкин эксперт по нетворкингу
автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер

Читая классическую литературу, эксперт по нетворкингу Алексей Бабушкин находит и анализирует описываемые в ней сцены знакомства героев, их общения, наблюдает как они строят и развивают свои отношения с окружающими. На примерах известных произведений Алексей Бабушкин показывает важность полезных связей во все времена и подсказывает как использовать опыт классиков в современном мире.

Предметом сегодняшнего разбора стал роман Достоевского «Идиот». Произведение написано в 1869 году, но за полтора века мало что изменилось: по-прежнему, в обществе ценны полезные знакомства, люди со связями и умение устанавливать новые знакомства и поддерживать общение с людьми.

На первых же страницах читатель сталкивается со сценой знакомства в поезде. В прошлые времена, как и сейчас, железнодорожный вагон часто становился местом установления новых знакомств. А так как вагоны уже тогда разделялись на классы, это определяло круг соседей по купе и возможные темы для разговора.

Вот как описывает случай вагонного знакомства Достоевский:

В одном из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у самого окна, два пассажира, — оба люди молодые, оба почти налегке, оба не щегольски одетые, оба с довольно замечательными физиономиями, и оба пожелавшие, наконец, войти друг с другом в разговор.

Рогожин сам почему-то особенно охотно взял князя в свои собеседники, хотя в собеседничестве нуждался, казалось, более механически, чем нравственно; как-то более от рассеянности, чем от простосердечия; от тревоги, от волнения, чтобы только глядеть на кого-нибудь и о чем-нибудь языком колотить.

После этой случайной встречи князь Мышкин и купец Рогожин станут друзьями, а в дальнейшем — даже названными братьями.

Читая Достоевского, складывается впечатление, что предложить дружбу незнакомому или малознакомому человеку и прямо заявить, что ты хочешь сблизиться и подружиться – в XIX веке было делом обычным. Впрочем, может быть, в слово «дружить» люди вкладывали более нейтральное значение — общаться, поддерживать приятельские отношения. Но приятно отмечать, что люди могли запросто подойти и предложить познакомиться.

Прибыв в Петербург, князь Мышкин незамедлительно направляется к генералу Епанчину. Цель этого визита — знакомство с возможными родственниками и укрепление связей. Вот их диалог в сокращенном виде:

– Так-с, – отвечал генерал, – чем же могу служить?

– Дела неотлагательного я никакого не имею; цель моя была просто познакомиться с вами.

– Для знакомств вообще я мало времени имею, — сказал генерал, — но так как вы, конечно, имеете свою цель, то…

– Я так и предчувствовал, — перебил князь, — что вы непременно увидите в посещении моем какую-нибудь особенную цель. Но, ей-богу, кроме удовольствия познакомиться, у меня нет никакой частной цели…

В людях хороших нуждаюсь; еще в Берлине подумал: «Это почти родственники, начну с них; может быть, мы друг другу и пригодимся, они мне, я им, — если они люди хорошие». А я слышал, что вы люди хорошие.

– Вот что, князь, — сказал генерал с веселою улыбкой, — если вы в самом деле такой, каким кажетесь, то с вами, пожалуй, и приятно будет познакомиться.

Мышкин не ошибся со своими предположениями. Во время первой же встречи генерал обещает ему помощь с трудоустройством, рекомендует квартиру и даже одалживает небольшую часть денег на первое время.

Что касается предложений дружбы в романе, то в одном эпизоде, Аглая говорит князю:

— Вот в чем всё дело, для чего я вас позвала: я хочу сделать вам предложение быть моим другом. Что вы так вдруг на меня уставились? — прибавила она почти с гневом.

Есть и еще несколько примеров проявления героями романа открытого желания о знакомстве и сближении. На одном из приемов Мышкину представили Евгения Радомского, который очень хотел с ним познакомиться, о чем сам открыто сообщил:

– Узнал, что и вы тут, — перебил Евгений Павлович, — и так как давно уж и непременно предположил себе искать не только вашего знакомства, но и вашей дружбы, то и не хотел терять времени.

Евгений Павлович позднее, при очередном визите к Мышкину, еще раз говорит о своем желании подружиться с ним:

Я вам прямо скажу: я пришел искать вашей дружбы, милый мой князь; вы человек бесподобнейший, то есть не лгущий на каждом шагу, а может быть, и совсем, а мне в одном деле нужен друг и советник, потому что я решительно теперь из числа несчастных…

Радомский не единственный, кто, посещая князя, говорит о своем желании подружиться. Отставной генерал Иволгин тоже озвучивает Мышкину подобную просьбу:

В конце концов я пришел вас просить назначить мне час для важного разговора, и вот в чем главнейшая надежда моя. Я ищу одной дружбы и сердца, князь.

Мышкин быстро сходится с окружающими, хотя не всегда может с первого взгляда составить достоверное мнение о человеке. Иногда он размышляет, что «трудно в новой земле новых людей разгадывать». Но он всегда проявляет готовность к общению и новым знакомствам, любовь к людям.

Достоевский пишет о своем герое: «Князь, из некоторого особенного любопытства, никогда не избегал знакомства с русскими «деловыми людьми». Но стоит сказать, что Мышкин вообще не избегал никаких знакомств, а даже стремился к ним. Когда Коля предлагает познакомить его со своим другом, он охотно соглашается.

— А вот у меня есть один большой друг, этот еще несчастнее. Хотите, я вас познакомлю? — Очень хочу. Ваш товарищ?

Мышкин легко сходится с людьми и даже вызывает этим удивление и зависть. Гаврила Иволгин даже изумляется этой способности:

– Да каким же образом, — вдруг обратился он к князю, — каким же образом вы (идиот! – прибавил он про себя), вы вдруг в такой доверенности, два часа после первого знакомства? Как так?.. Что вы там такое сделали? Чем понравились?

Что в наши дни, что в прошлое время, познакомиться проще, если есть общий приятель, который может вас представить. Когда Мышкин захотел ближе познакомиться с Настасьей Филипповной, он начал искать таких людей в своем окружении. Остановив свой выбор на генерале Иволгине, он обратился к нему:

— А я вас именно хотел попросить, не можете ли вы, как знакомый, ввести меня сегодня вечером к Настасье Филипповне? Мне это надо непременно сегодня же; у меня дело; но я совсем не знаю, как войти. Я был давеча представлен, но все-таки не приглашен: сегодня там званый вечер.

Интересно описывает Достоевский ведение светских бесед. Иногда возникает вопрос: о чем говорить с новым знакомым; какую тему затронуть; с чего начать беседу; есть ли какие-то универсальные способы и приемы? Вот какие решения описывает писатель через своих героев.

Генерал, объявивший Аглае, что он ее на руках носил, сказал это так, чтобы только начать разговор, и единственно потому, что он почти всегда так начинал разговор со всеми молодыми людьми, если находил нужным с ними познакомиться. Но на этот раз случилось, как нарочно, что он сказал правду…

Отмечает Достоевский и силу комплиментов для установления контакта: «Взаимные вежливости были произнесены, оба пожали друг другу руку и пристально заглянули друг другу в глаза. В один миг разговор сделался общим».

Общность интересов сближает людей гораздо быстрее, усиливает доверие и укрепляет отношения. Даже установить первое знакомство проще, если есть что-то объединяющее. Тем, кто считает, что с некоторыми людьми сложно или невозможно найти точки пересечения интересов, стоит перечитать «Идиота»: «очень часто только так кажется, что нет точек общих, а они очень есть… это от лености людской происходит, что люди так промеж собой на глаз сортируются и ничего не могут найти…»

Достоевский не скрывает важности и ценности полезных связей в обществе того времени. Неоднократно в романе он акцентирует на наличие связей, как на важную составляющую успешности, а также на существовавшую необходимость знакомств с людьми, имеющими особый статус в обществе.

Что же касается до Лизаветы Прокофьевны, то она, как уже объяснено выше, была и роду хорошего, хотя у нас на род смотрят не очень, если при этом нет необходимых связей. Но у ней оказались, наконец, и связи; ее уважали и, наконец, полюбили такие лица, что после них, естественно, все должны были ее уважать и принимать.

Автор неоднократно отмечает связи как неотъемлемый и важный атрибут успешности: «Николай Андреевич, покойник, был человек почтенный и при связях, и четыре тысячи душ в свое время имели-с…» Примерно так же Достоевский описывает и генерала Епанчина, другого статусного героя: «Слыл он человеком с большими деньгами, с большими занятиями и с большими связями».

Но, пожалуй самым ярким примером нетворкинга является случай с Ипполитом. Став свидетелем того, как прохожий обронил портмоне, он поднял кошелек и решил вернуть находку. Догнать прохожего ему удалось только в его квартире. Вернув портмоне, в котором оказались вовсе не деньги, а документы и другие бумаги, Ипполит познакомился с хозяином пропажи, который оказался медиком безуспешно пытающимся найти работу. Ипполит решил поднять свои старые знакомства и помочь случайному знакомому.

Я записал ваше имя, — сказал я ему, — ну, и всё прочее: место служения, имя вашего губернатора, числа, месяцы. У меня есть один товарищ, еще по школе, Бахмутов, а у него дядя Петр Матвеевич Бахмутов, действительный статский советник и служит директором… — Петр Матвеевич Бахмутов! — вскрикнул мой медик, чуть не задрожав. — Но ведь от него-то почти всё и зависит! В самом деле, в истории моего медика и в развязке ее, которой я нечаянно способствовал, всё сошлось и уладилось, как будто нарочно было к тому приготовлено, решительно точно в романе. Я сказал этим бедным людям, чтоб они постарались не иметь никаких на меня надежд, что я сам бедный гимназист (я нарочно преувеличил унижение; я давно кончил курс и не гимназист), и что имени моего нечего им знать, но что я пойду сейчас же на Васильевский остров к моему товарищу Бахмутову, и так как я знаю наверно, что его дядя, действительный статский советник, холостяк и не имеющий детей, решительно благоговеет пред своим племянником и любит его до страсти, видя в нем последнюю отрасль своей фамилии, то, «может быть, мой товарищ и сможет сделать что-нибудь для вас и для меня, конечно, у своего дяди…

Далее в романе описывается встреча Ипполита со своим студенческим приятелем и что из этого вышло в итоге.

И действительно, это дело, самым неожиданным образом, обделалось у нас как не надо лучше. Чрез полтора месяца наш медик получил опять место в другой губернии, получил прогоны, даже вспоможение. Я подозреваю, что Бахмутов, который сильно повадился к ним ходить (тогда как я от этого нарочно перестал к ним ходить и принимал забегавшего ко мне доктора почти сухо), — Бахмутов, как я подозреваю, склонил доктора даже принять от него взаймы.

Есть в романе и пример использования визитки, и описание других случаев, когда герои надеялись на нужные знакомства для решения своих проблем.

Полтора века, прошедшие после первой публикации романа, сохранили и сегодня ценность полезных контактов, связей и стремление людей устанавливать важные и необходимые контакты.

Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу

Фото Алексея Бабушкина


© Все права на тексты и фото принадлежат авторам. При перепечатке или цитировании обязательны указание авторов текстов и фото, а также активная, открытая для индексации гиперссылка на журнал "Нетворкинг по-русски" runetworking.ru.