Создать идеальную команду для бизнеса, превратить ее в единый рабочий организм, создать благоприятную атмосферу в коллективе мечтают многие, но получается далеко не у всех. Особенно много вопросов у начинающих предпринимателей и стартаперов. На Московском молодежном предпринимательском форуме, который прошёл в июне на ВДНХ, своими секретами создания «команды мечты» поделились действующие бизнесмены и управленцы.
Команда — это линза, где каждый является не только стеклом, но еще и светом. Когда ты окружаешь себя людьми, то ты силён. Три сплоченных и замотивированных человека способны побороть любого.
Но умение работать в команде — это не обязательный навык предпринимателя. Тот же фрилансер может работать самостоятельно. Но если говорить о командной работе, то на успешную работу влияет синхронизация.
В эффективных командах люди начинают одинаково говорить, думать, у них одинаковый темп речи, сленг — они синхронизируются. Срабатывает эффект эмоционального заражения. Пожалуй, самый яркий пример — это реанимационные бригады скорой помощи. Они наиболее синхронизированы, так как от их действий зависит человеческая жизнь.
На начальном этапе надо искать и брать того, кого не хватает (например, специалист по smm: нужен — берём!) Как правило, на этом этапе мы привлекаем в команду друзей, которые могут что-то делать.
При командообразовании надо понимать, что каждому важно свое. Одним нужен статус, другим — деньги, третьим — свобода, четвёртым — кайф от процесса.
При создании команд стоит придерживаться некоторых правил:
1. От слабых звеньев надо избавляться.
2. Учиться искусству сближения. Нужно держать дистанцию и не допускать чрезмерного сближения и панибратства.
3. Не должно быть безграничной веры. Вместо неё важнее забота о сотрудниках.
4. Не проверяйте процесс, оценивайте результат.
5. Важно быть примером. Если учите как жить, но не делаете так, то это лицемерие. Когда делаете так, как говорите, — люди сами идут за вами.
6. В команде нужно иметь тимлида (англ. team leader — капитан, руководитель команды), который знает: кто чем живет. Корпоративная культура — это то, о чем говорят в курилке; то, чем сотрудник делится в коллективе. Тимлид должен отслеживать настроение и вовремя подсказывать: кого поздравить, кого надо отпустить пораньше…
Настоящее лидерство — это знать: когда занять трон, а когда уступить его тому, у кого больше экспертность.
Показательная модель успешного лидерства— четырехместный катамаран на реке с горными порогами. Все должны грести в одну сторону. При этом кто-то видит препятствия лучше. И остальные должны понять, когда передать управление тому, кто обладает большей экспертностью в данный момент.
Каждый член команды в разные моменты обладает разным уровнем компетенции, поэтому неплохо себя проявляет ситуационный лидер — переходящий лидер.
Главное, чтобы в команде были общие ценности. Не просто вместе пить чай и общаться, но иметь определенную цель: понять что мы сделали так и не так.
Я всегда начинал новый проект с командой. Любой проект можно сравнить с женитьбой. Вы собираетесь вместе делать деньги, но из-за различий целей, у каждого может быть свое видение, и это не всегда приводит к успеху.
Существует притча о двух закадычных друзьях, которых не интересовали деньги. Однажды мимо них проезжала богатая карета и один из них обернулся, провожая ее взглядом. В тот момент их дружба прекратилась — у них появилась разная ценность денег…
Когда с человеком комфортно и есть общая база ценностей — с большей вероятностью сложатся длительные отношения. Поэтому работайте с теми, кого знаете и кому доверяете.
Записал Алексей Бабушкин
Фото Алексея Бабушкина