автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Когда говорят визитка или произносят словосочетание «визитная карточка», то сразу представляется кусочек картона с напечатанными фамилией и контактами владельца. Но в Советском союзе существовала необычная визитка – визитная карточка покупателя.
Такие визитки появились в начале 90-х в Москве, а затем в Ленинграде и в других крупных городах, с целью отсечения иногородних от дефицита. Визитная карточка покупателя – это своего рода пропуск-талон, без предъявления которого продажа дефицитных товаров не производилась.
24 мая 1990 года на заседании Совета Министров тогдашний Председатель СМ СССР Николай Рыжков выступил с докладом «Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». В своем выступление он объявил, что страну ожидают новые экономические перемены.
Народ, находившийся в состоянии неопределенности, ожидая еще большего ухудшения материального положения, стал скупать в магазинах все, «что под руку попадалось».
На приобретение водки, масла, чая, табака, мыла и многих других товаров уже существовали талоны, но они не решали всех проблем со снабжением. Физически невозможно было напечатать талоны на абсолютно все товары.
Осенью 1990 года в Москве дополнительно к талонам были введены «визитные карточки покупателя», которые просуществовали около года. Визитки покупателя выдавались по месту прописки с целью «отсечь» иногородних от приобретения товаров в столице. Постепенно эту практику стали внедрять и другие города страны.
Визитка выдавалась совершеннолетним гражданам, а детей можно было вписать на обороте карточки, чтобы и на них получить положенную норму дефицитных товаров.
На визитную карточку вклеивалась фотография владельца, но при отсутствии фото товары можно было купить, показав паспорт, указанный на визитке, или при предъявлении другого документа, удостоверяющего личность. Карточки выдавались в ЖЭК по месту прописки. В случае утраты восстановить ее было очень проблематично. Это тот случай, когда визитки не выбрасывали, а хранили как самое драгоценное...
Визитки покупателя существовали не только в России. В Белоруссии, например, карточки выдавали всем лицам старше 15 лет, постоянно проживающим на территории Белорусской ССР, а также работающим по найму и временно проживающим на территории республики свыше шести месяцев. Причем действие их распространялось на все магазины, вне зависимости от ведомственной принадлежности, на всей территории республики. Этот временный порядок был утвержден Приказом Министерства торговли БССР и Белкоопсоюза от 24 сентября 1990 года №52/91.
По визитным карточкам покупателя продавали не только продукты питания, но и промышленные товары: трусы, носки, обувь, пальто, мебель, холодильники, телевизоры и даже мотоциклы.
Удивительно почему документ получил название «визитная карточка покупателя». Не купон, не талон, не покупательская книжка или еще как-то. Конечно, формально гражданин для совершения покупки совершал визит в магазин, но называть из-за этого так талон – довольно пафосно. Возможно, такое название должно было придать дополнительную ценность документу или добавить статусность покупателю?..
В любом случае, в 90-е годы понятие «визитная карточка» получило новое значение и необычное свойство.
Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу
Фото Алексея Бабушкина