автор статьи: Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Зачастую, когда мы говорим про нетворкинг, то обсуждаем вопросы бизнеса и личного успеха. Но результат коммуникации между людьми гораздо глубже. Общение может оказаться гораздо важнее, когда затрагиваются не только личные интересы, но и проблемы государства, и вопросы развития общества.
О взглядах на современное общение между людьми главреду «Нетворкинг по-русски» Алексею Бабушкину рассказал известный журналист и эрудит Анатолий Александрович Вассерман.
Анатолий Вассерман – советский, украинский и российский инженер, журналист, публицист, телеведущий, политический консультант, участник и многократный победитель интеллектуальных телеигр, эрудит.
В чем полезность живого общения между людьми?
Интересы повседневной жизни, которые в основном и обсуждаешь в живом общении, – они пересекаются с проблемами страны, с проблемами устройства общества лишь очень косвенно. И для того, чтобы о них поговорить, надо делать специальные усилия. Надо специально осознать, что говоришь не только о своих личных проблемах, а о проблемах общественных.
Это, если не ошибаюсь, Шоу сказал, что если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обменялись, то у нас осталось по одному яблоку. Если у вас есть мысль и у меня мысль, и мы обменялись, то у каждого уже по две мысли.
В чем ценность установления связей между людьми из различных регионов?
Если подолгу живешь на одном месте, то зачастую начинаешь воспринимать его проблемы как единственно значимые и его ценности как единственно значимые. А бывая в других местах и встречаясь с выходцами из других мест, начинаешь живее представлять себе объем и значение и своих проблем, и своих достижений на фоне проблем и достижений других. Так что, такие межрегиональные встречи – дело очень полезное и для каждого из регионов.
Насколько я могу судить, традиция международных молодежных фестивалей как раз и зародилась в качестве противовеса разнообразным формам лживой пропаганды. И, конечно, живое общение все равно не позволит разрушить все сложившиеся стереотипы и навязанные мифы, но, по крайней мере, покажет, что некоторые из этих стереотипов и мифов не верны.
А дальше, помнится в советское время был популярен такой рассказик. Арестованному в первый раз Владимиру Ильичу Ульянову арестовывавший его жандарм сказал: «Что вы дергаетесь, молодой человек, – перед вами стена!», – а он ответил: «Стена, да гнилая. Ткни – развалится!» Так и стена лживой пропаганды начинает разваливаться, стоит один раз на вкус попробовать правду.
Как изменилось общение между людьми в СССР и современной России?
Очень часто мне приходится встречать мнение, что, мол, в советское время далеко не обо всем рисковали говорить, о чем-то опасались общаться даже с очень близкими людьми. Не знаю, может, у кого-то такие опасения и были, но я не помню, чтобы я опасался обсуждать тогда какую бы то ни было из интересующих меня тем. По крайней мере, значимых изменений, с моей точки зрения, не случилось.
Сейчас люди стали читать меньше или больше?
Насколько я могу судить, читают примерно столько же сколько раньше, просто читают другие источники. Как любят говорить в том спорте, которым я занимаюсь, интеллектуальном: «Откуда игроки черпают информацию? Из отыгранных вопросов». Вот примерно также нынешняя молодежь – черпают большую часть информации из бесед на форумах, также как в мое время черпали значительную часть информации из бесед друг с другом. Ну и, естественно, значительная часть этой информации была ошибочной просто потому, что мы не критично повторяли заблуждения друг друга. Так же сейчас не критично повторяют заблуждения партнеров по форумам. Поэтому общение, к сожалению, не заменяет обучение.
Заменит ли искусственный интеллект живого человека?
Действительно, эта страшилка очень популярна и связана как раз с тем, что люди под словом «робот» понимают человека, искусственно лишенного эмоций. На самом деле картина иная.
Интеллект развивается в результате взаимодействия с окружающим миром, причем взаимодействие это идет по многим разным направлениям. Замечательный советский философ Эвальд Васильевич Ильенков, исследуя опыт Загорского (ныне Сергиево-Посадского) интерната для слепоглухих детей на основе методов воспитания таких детей, разработанных в интернате, выяснил, что вообще в человеке практически нет ничего врожденного. То есть в момент рождения присутствует только 2 рефлекса – сосательный и хватательный. Все остальное воспитывается в человеке в результате общения с другими детьми, накопления собственного опыта, в результате общения со взрослыми. Просто все это происходит на таких ранних стадиях детства, что никто это, по сути, не воспринимает как целенаправленное воспитание. И когда Аристотель сказал, что человек животное общественное, он имел в виду и то, что человек воспитывается человеком, только находясь в обществе себе подобных.
Грубо говоря, искусственный и естественный интеллекты неизбежно наложатся на разные материальные субстраты, и поэтому у них не будет причин для конкуренции.
Как вы относитесь к тому, что сейчас молодежь больше общается посредством смартфонов и других гаджетов?
Ранний доступ к гаджетам – это неумение считать в уме, а этот навык полезен не только для того, чтобы без калькулятора считать, но и развивает множество других интеллектуальных способностей. Как и умение писать от руки не только тренирует мелкую моторику пальцев, но и развивает множество нервных и психологических механизмов. По меньшей мере, лет до 10 использование всевозможных гаджетов может больше повредить развитию человека, чем помочь.