автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Глава из книги Алексея Бабушкина «Эффективный нетворкинг»
Сложился стереотип, что мужчины в бизнесе чувствуют себя более комфортно и чаще добиваются ощутимых результатов, чем женщины. Мужчины проще завязывают новые знакомства, они, по статистике, обладают более развитой сетью контактов и тратят меньше времени на переговоры. Попробуем разобраться, почему женщинам сложнее выстраивать фундамент бизнес-отношений.
Много ли вы знаете женщин-политиков? А бизнесменов? В большинстве это те, кто в эпоху расцветающего социализма был направлен в партийные органы по «комсомольской путевке». Другой вариант – жены, сестры и матери успешных воротил бизнеса или «сильных мира сего».
Самостоятельно взобраться на крутую гору успеха женщине гораздо сложнее. Одна из причин – женщин по сей день воспринимают как «слабый пол». Мужчины потенциально записывают их в разряд гиперэмоциональных и импульсивных, порой истеричных особ. С такими, по мнению многих, сложнее вести серьезные разговоры, строить долговременные деловые отношения. Еще женщину стереотипно отождествляют с домохозяйкой: в кухонном фартуке, с головой в бигудях и с кастрюлей борща.
Казалось бы, раз мужчины так скептически настроены по отношению к женскому успеху, то надо самим вычеркнуть их из своей жизни и строить бизнес с такими же обделенными мужской верой женщинами. Но и тут кроются подводные камни нетворкинга. Женщина, решившая обзавестись деловыми контактами, предпочитает искать их в своём ближайшем окружении. Перебирая своих самых-самых близких подруг и соседок, женщина наделяет их навыками и талантами, которые, как ей кажется, присутствуют у этих знакомых. Так надежнее, увереннее и комфортнее. Вот только не эффективно.
Хорошая и верная подруга – не синоним грамотного и опытного делового партнера. Как следствие – бизнес-переговоры со временем превращаются в посиделки и обсуждение семейных баталий.
Мало того, что многие мужчины имеют непоколебимое убеждение о месте женщины на кухне, так еще и сами женщины зачастую выступают в амплуа любящей матери, заботливой жены и порядочной хозяйки.
Бизнес – это маленькая война, выиграть которую можно только всеобщей мобилизацией. Невозможно где-то помогать союзникам и одновременно с этим вести сражения на своей территории. Распыление сил на домашние хлопоты и привязка к насиженному гнезду ограничивает женщину в установлении контактов с кем-то извне. В результате вокруг снова все те же подруги-«профессионалы», которые вместо деловых предложений делятся рецептами нового пирога и хвастают своей модной прической. Вспомните, о чем вы говорили, когда встречались с подругами в последний раз?..
Безусловно, вокруг немало грамотных и целеустремленных женщин, знающих источник новых знакомств. Они спешат за ними, как и положено, в самый центр деловой активности – на конференцию или светское мероприятие.
Но и там их ждут превратности судьбы-злодейки. С бокалом игристого вина эффектная дама ходит меж потенциальных партнеров, одно знакомство с которыми может волшебным образом реализовать все ее замыслы и планы. Вечер заканчивается, а женщина все ходит и ходит… Безусловно, ее все заметили и оценили, но никто и не предположил, что прекрасная особа ищет бизнес-знакомства.
Ну вот, женщина, в отчаянии от отсутствия делового внимания или потому что где-то слышала, что надо начинать беседу первой, подходит и начинает знакомиться! Вот только мужчины, даже если мило улыбаются и согласно кивают головой, в первую очередь видят в своей собеседнице не будущего делового партнера, а прекрасное дополнение к вечернему ужину или… завтраку. А если к моменту знакомства деловая презентация или светский раут подходит к концу, то женские попытки знакомства будут почти наверняка истолкованы однозначно – как обычный флирт…
Даже если женщина смогла заручиться вниманием потенциального бизнес-партнера, она не всегда может убедительно и аргументировано рассказать о пользе этого знакомства для собеседника. В сумочке бизнес-леди два красных диплома о высшем образовании, успешные кейсы личной реализации, развивающийся и набирающий обороты проект, богатый опыт и прекрасные перспективы, но она непременно об этом промолчит.
Кстати, саму сумочку она обязательно покажет. Аккуратно, невзначай. Достанет зеркальце, телефон или еще что-то, но несомненно продемонстрирует столь прекрасный аксессуар. А своими успехами и достижениями не поделится ни за что! Так и не выбросит имеющиеся козыри до конца партии.
Ставьте деловые отношения на первое место. Объясните детям, мужу, бойфренду, что наступила мобилизация и вы уходите на бизнес-фронт.
Выходите из зоны комфорта и старайтесь обзавестись знакомствами за пределами привычного круга. Используйте для этого соцсети, фитнес-клуб, парикмахерскую, деловые приемы. Попросите ваших подруг познакомить вас с кем-нибудь еще. Старайтесь найти среди новых знакомых не задушевных приятельниц, а полезных и грамотных специалистов.
Будьте инициативны. Заводите беседу первой. Если это конференция или другое бизнес-мероприятие, старайтесь знакомиться в первой половине вечера. Не стремитесь перезнакомиться со всеми подряд. Поверьте, даже один новый контакт – это весомый результат. Если чувствуете, что мужчина пытается превратить ваш разговор в свидание, дайте ему понять, что вы заняты на этот вечер. Только ни в коем случае не ссылайтесь на кучу неглаженного белья или некормленых дома детей.
Говорите о своих успехах. Поднимайте свой авторитет в глазах собеседника. Старайтесь не хвастать, а вплетать свои достижения в обыденный разговор. Это будет и уместно, и корректно, и воспринято не как бахвальство, а как норма вашей повседневности.
Не погружайтесь в состояние эйфории после первого перспективного знакомства. Установление деловых связей – это работа. Постоянная, непрерывная, кропотливая. Шаг за шагом наращивайте свою сеть деловых знакомств, затягивая в нее все новых и новых людей, которые обязательно помогут вам в решении пока еще не решенных задач.
Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу